Лучше края чем Ахвах не найти на свете

Главная  »  История села

История села

 Кудиябросо одно из 10 селений говорящих на ахвахском языке. Расположено оно в 


ахвахском ущелье на берегу одного из правых притоков Андийского Койсу. 

Самоназвание селения - «Ик1агьани» что в переводе означает «большое село». Как и 
другие ахвахские села, Кудиябросо в прошлом было окружено множеством хуторов, 

о чем свидетельствуют оставшиеся от них развалины ( Шушукъари, Секьи, Дечи, 

Гьинохъе, Гьаникъари, Жуликьа, Гъашто, Ц1аракъани, Иц1ц1алъи идругие ). 

Жители этих хуторов и называли свой административный центр «большим селом» 

(Ик1агьани). Отсюда и произошло название села.

Существует предание о том, что первоначальное поселение кудиябросинцев было 

около местности «Лъедац1адихъ» совсем близко к скале, которая возвышается за 

нынешним селом. Но там, в настоящее время никаких следов от прежних поселений

не осталось.

Говорят также, что в то время, умерших начали хоронить ближе к речке на 

восточном склоне холме «Гъвагъвари». Это кладбище протянулось вдоль речки по 

подножию холма, на котором раскинулось старое село, затем круто сворачивается на 

север прямо по центру нынешнего села и заканчивается там, где в настоящее время

и находится сельское кладбище. Об этом свидетельствуют старые захоронения, 

найденные в 50-70-е годы 20 века в овраге в центре села на территории нынешнего 

годекана при строительстве общественных зданий. Захоронения эти относятся к 

периоду задолго до 1396 года т.е. когда ахвахцы еще не приняли ислам, потому что с 

останками умерших были найдены шлем, оружие и.т.д. Кроме того, сама могила 

была вырыта без соблюдения мусульманских обычаев. 

Старое село расположено амфитеатром на тех склонах двух холмов, которые 

обращены на восток, т.е. на солнечной стороне, что характерно для большинства сел 

горного Дагестана.

За селом возвышается, как естественная крепостная стена высокая отвесная 

скала

Дома сложены из бутового камня на глиняном растворе. Они почти все 

двухэтажные, где нижний этаж отводится для содержания скота. 

На окраине села почти в прежнем виде сохранился дом в три этажа, который в 

прошлом являлся оборонительной башней. Из старинных зданий сохранились 2 здания 

мечетей, в которых в 30-е-80-е годы размещались сначала колхозные сады, клуб, 

магазин, а позднее сельский Дом культуры. Мечеть ныне восстановлена, построен 

новый минарет

Село делится на шесть кварталов ( Ихигъе – нижнее соседство; К1ьилигъе – 

верхнее соседство Къват1ащили, Лъегъвади, Чохилъало, Чичололъи ). Названия 

последних двух, согласно преданиям, грузинского происхождения. Говорят, они 

связаны с именами грузин, которые впервые здесь обосновались: Чичо, Чохили. 

Интересен тот факт, что название квартала Чохилъало имеется и в соседнем селении 

Лологонитли.

В настоящее время два тухума в селе называются Чохилъало и Чичо. Скорее всего 

эти тухумы названы не по имени человека положившего начало данному тухуму, а 

по старому названию квартала села. На самом деле это тухумы Амировых и 

Шамхаловых.

Кроме того есть еще несколько тухумов которые и составляли вместе джамаат сел 

Кудиябросо. Это тухумы; Буридо, Белего, Лъено.

Согласно историческим данным из этих тухумов пришлыми, т.е. переселенцами из 

других джамаатов являлись жители хуторов Дечи и Жулик1ьа.

Административная территория сел. Кудиябросо граничит с землями с. Изано, 

Лологонитли и Тадмагитли.

Жители этих ахвахских сел называют Кудиябросинцев «ашвадо», может быть это 

название дано предположительно по имени основателя села «Ашва», или может от 

ахвахского слова «ишвада» - «ашвадо», т.е. чабаны.

Жители других сел обычно не выделяют кудиябросинцев среди других ахвахцев ( 

изанинцев, тадмагитлинцев, лологонитлинцев ) и называют как и остальных 

«ахвахцами».

Ахвахцы – выходцы из села Кудиябросо в настоящее время компактно проживают 

в сел. Камышкутан на территории Хасавюртовского района, а потомки тех, кто в 

прошлом проживал на хуторах, проживают в сел. Ахвахдара Закаталинского района 

Азербайджана и в сел. Советское Хасавюртовского района.

В языковом отношении кудиябросинцы принадлежат к аваро-андонезской группе 

дагестанской ветви иберийско-кавказской языковой семьи и говорят на северном 

диалекте ахвахского бесписьменного языка.

По данным переписи в 1886 году в сел. Кудиябросо проживало 709 человек ( 358 

мужчин и 351 женчин ), было всего 164 дыма хозяйств. А по данным переписи 2010 

года, включая и сел. Камышкутан в с. Кудиябросо проживает --------------------чел., 

всего---------хозяйств.

В прошлом жители с. Кудиябросо согласно преданиям не делились на какие либо 

сословия типа «беки», «уздены», «раяты», «лаги». В основном все население 

представлялоиз себя узденей, т.е. свободных крестьян ( и богатых и бедных ) и 

принадлежало к ахвахскому вольному обществу ( Эркенаб жамаг1ат) .

Правда в переписи 1886 года встречаются имена «лагов», но уже свободных, по 

происхождению терских казаков

Яраали иван оглы- 60 лет

Курбанали Урус оглы- 80 лет

Барбари Иван кызи -?

Жители с. Кудиябросо платили за использование пастбищами дань Аварскому 

нуцалу. 

Основным занятием было животноводство. Дагестанский ученый Рамазан 

Магомедов ( кандидат филологических наук ) считает, что ахвахцев так называли 

соседи – аварцы ( «г1ахьвалал» ) и связывает это название с аварским словом 

«г1ухьби»- чабаны. 

Действительно, пахотных земель у кудиябросинцев мало, зато есть пригодные для 

овцеводства и скотоводства хорошие пастбища.

По данным той же переписи 1886 года пахотной земли было на 1470 пудов посева, 

а на сенокосные угодья на 4542 вьюка сена и пастбища на 4000 баранов, был и 

общественный выгон для крупного рогатого скота. У жителей было 76 лошадей, 259 

волов, 334 коров, 125 телят, 59 ослов, 2381 овец и коз, 4 мельницы.

На пригодных землях выращивали кукурузу, пшеницу, рожь, лен, картофель, 

коноплю, а на огородах – лук, чеснок, тыкву, фасоль.

Земледелие у кудиябросинцев было террасное.

В настоящее время у кудиябросинцев основной посевной культурой является 

картофель. На огородах можно встретить не только лук и чеснок. Но и морковь, 

огурцы, помидоры, капусту, различные травы. Перед каждой новостройкой теперь 

фруктовые деревья; яблоня, слива, абрикос, груша, вишня.

Террасные поля, когда-то давно возделанные неуставным трудом своих предков, 

сегодня кудиябросинцы начинают возрождать. 

 

 

персональныеданные.дети

Новое

Всероссийский